В Воткинске рождается старый-новый герб «горного города»
Е.Шумилов,
краевед
Я,
ижевец, завидую воткинцам! У них скоро будет восстановлен (после
некоторой геральдическо-дизайнерской «доводки») исторический герб
дореволюционного Воткинска. О самом этом гербе и о том, как мне
его удалось разыскать через 100 лет, расскажу как-нибудь позже.
А сейчас пока рассказ об одном из четырёх геральдических мотивов
исторического герба. Это два гнома в большом щите. Опустившись на
одно колено, они забавно торжественно держат меньший щит с перекрещенными
молотками, широко известными в качестве эмблемы Горного департамента.
Но уникальность всему воткинскому гербу придают именно эти гномы
«щитодержатели». Они нигде более не встречаются в российской геральдике
– как в городских, так и личных, дворянских гербах.
Это обусловлено тем, что образ гнома сравнительно молод. В русском
языке данное слова зафиксировано только в начале XIX века – в «Новом
словотолкователе, расположенном по алфавиту» Н.М. Яновского
(СПб., 1803). А ввел это слово в широкий обиход врач и естествоиспытатель
из Швейцарии Теофраст фон Гогенгейм, более известный по именем Парацельс
(1493-1541). Он сконструировал данный неологизм на основе греческого
слова «Гнозис» («знание»). Это должно было подчеркнуть способность
маленьких фантастических существ знать и указывать людям точные
месторождения металлических руд.
Итак, гном, как следует из родословной данного термина, знаток,
вед, ведун. И бесспорно, что гном сам по себе является прежде всего
органичным смысловым элементом горного мира. Это Горный департамент
России, к которому относился Воткинский завод. Это также «горный
город», как именовали Воткинск по «Горному уставу» 1806 года. Гном
был бы нелеп в гербе Ижевска, который проходил по другому – Военному
департаменту (хотя и имел родственные корни с Воткинском).
В западноевропейской мифологии гномы – это всегда маленькие антропоморфные
существа, обитающие под землёй, в горах или в лесу. Ростом они с
ребёнка или с палец, но зато наделены сверхъестественной силой.
Гномы носят длинные бороды, иногда бывают с козлиными ногами или
гусиными лапами. Плотно облегающая тело одежда обычно на изображениях
была свекольного цвета, а капюшон у гномов был похож на монашеский.
Это чудаковатые, забавные, с грубыми чертами лица, нов основном
добрые существа. Считается, что они живут гораздо дольше, чем люди.
Некоторые гномы (особенно чёрные), однако, враждебны людям. Они
похищают у них с целью продолжения рода самых красивых девушек.
Но есть и женщины-гномы, которых называю «гномиды». Они считаются
красавицами в отличие от своих супругов.
В целом же гномы, как признают старые словари, «делают людям больше
добра, чем зла». Гномы хранят в подземельях несметные сокровища
– драгоценные камни, руды и металлы. Поскольку речь идёт о гербе
города искусных мастеровых, подчеркнём, что именно гномы всегда
считались великолепными ремесленниками, способными виртуозно ковать
волшебные кольца, мечи и т.д. Характерно, что на историческом гербе
Воткинска гномы изображены с длинными молотками в руках и в рабочих
фартуках подобно воткинским мастеровым-литейщикам и кузнецам. По
сути дела, это и есть их автопортрет.
Мне кажется, воткинские «чебаки» нисколько не обидятся, если к
этому их историческому прозвищу вдруг добавится уже полузабытое
«геральдическое» прозвище «гномы».
Гномы обычно выступают как благодетельные советчики людей, но часто
сами обращаются за помощью к людям, приглашая к себе их повитух
и щедро одаривая их сокровищами горных подземелий.
Гном с ребёнком – один из излюбленных образов народного рабочего
искусства горного Урала. Типична и кабинетная скульптура из чугуна
высотой 55 см, которую отлил в 1908 году каслинский мастеровой Ф. Самойлин.
Это образ очень веселого и обаятельного гнома, «делающего козу»
запелёнутой малышке. Творческие связи каслинских литейщиков с воткинскими
бесспорны. Это включало взаимообмен образами и приёмами, а также
моделями для отливок. Воткинцы вполне могли тиражировать как саму
эту скульптуру, так и какое-нибудь иное скульптурное изображение
гнома.
Гномы бережливы и богаты. Характерно, что швейцарских банкиров
называют именно «гномами». Так что дай Бог воткинцам поскорее установить
тесные «родственные» отношения с теми надёжнейшими в мире банкирами
– «гномами».
Фантастические обитатели подземелий обладают и некоторой «ершистостью»,
гномы, например, очень не любят проведения всяких крестьянских полевых
работ, которые вредят их подземному хозяйству и пугают их деток-гномиков.
В мифологии гномам соответствовали цверги, искусные кузнецы. Они
выковали сокровища богов и золотые волосы для богини Сив. Они же
изготавливают из пчелиного мёда священный мёд поэзии. Подчёркиваю
данные нюансы потому, что они многое напомнят тем воткинцам, кто
будет созерцать старый-новый герб Воткинска. Это ведь отдалённые
напоминания о соседней реке Сиве, в которую впадает Вотка, и о волшебной
музыке П.И. Чайковского («священный мёд поэзии»).
В любом случае гномы вызывают ассоциации прежде всего с чем-то
таинственным, сказочным, поэтичным, то есть в какой-то мере и с
чарующим миром музыкальных образов П.И. Чайковского. Разумеется,
это прежде всего балеты «Лебединое озеро» и «Щелкунчик». А сам щелкунчик
– это тоже своего рода гном.
Конечно, мифология гномов (и вообще карликов) более характерна
для Западной Европы. Тема гномов особенно развита в германо-скандинавской
традиции. Но ничего предосудительного в диалоге западной и восточной
культур нет. Нас всё же приняли в Совет Европы!
Более того, определённые параллельные гномам образы прослеживаются
в финно-угорском и славянском мире России. Часто карликами (гномами)
здесь считали предшествующее или в чём-то потесненное население
региона. Великаны – алангасары в удмуртской мифологии симметрично
вызывают представления о карликах. Славянские представления о «чуди»
(«чудных» финно-угорских народах), словно ушедшей под землю, сделавшейся
маленькой в какой-то мере вариантном представлении о гномах.
Здравствуте, гномы! Я рад тому, что вы возвращаетесь на старый-новый
герб Воткинского горного города-завода. Но вот герб его побратима
Ижевска (также получившего свой «протогерб» - еще в 1874 году) не
очень большие знатоки и патриоты его самобытной истории угрожают
сделать в виде очередного сумбурного «значка», а не возрождённого
исторического герба. Но это особая тема, которой я ещё коснусь.
На снимках:
1. «Гном с ребёнком». 1908. Урал (в интернет-варианте опущен по причине
очень низкого качества газетной публикации — «ГУ»).
2. Герб горного города-завода. 1887. Воткинск.
Газета «Удмуртская правда», 21 февраля 1996 г., Ижевск.