Загадки воткинских гномов
Е. Шумилов
Листал
я на днях в Екатеринбурге подшивку «Горного журнала» столетней давности
и вдруг – бах! – на обложке его увидел очень хорошо знакомые мне
силуэты забавных гномов. Не так давно («Удмуртская правда», 21 февраля
1996 г.) в статье «Здравствуйте, гномы»,
я доказывал, что это своеобразный «протогерб» Воткинского горного
города-завода (и его горного округа). Действительно, как иначе,
если его отлили на юбилейном блюде 1887 года в безусловно геральдическом
и сугубо воткинском контексте…
И вот вдруг сей «протогерб», один к одному, оказался в виде графической
композиции. Рисунок этот появился на обложке «Горного журнала» впервые
в 1875 году, позже порой исчезал, но всё равно, выходит, был широко
известен кругу горнозаводских специалистов России.
Опровергает ли неожиданная находка что-либо из моих прежних утверждений
о «протогербе» Воткинска? Нет, невозможно утверждать, что было первично:
обложка петербургского журнала или воткинская композиция, которая,
судя по всему, использовалась и до 1887 года.
Если даже воткинцы срисовали у петербуржцев, криминала в этом нет.
Кстати, внимательный анализ говорит, что и «срисовыванье»-то было
творческим. Введён большой геральдический щит, увенчанный венком,
обвитым Александровской лентой, присущей гербам индустриальных городов.
Изменена форма малого щитка и башенной короны. Изменены позы гномов
и рисунок молотов.
Бесспорно главное. И том, и там изображен именно городской герб!
Это однозначно подтверждает наличие башенной короны. Строгие законы
геральдики прежде очень хорошо знакомые художникам Российской империи,
не допускали «лишних» и «чужих» элементов в изображениях геральдического
характера.
Но вот почему в короне четыре зубца? По всем геральдическим законам
их может быть два, три или пять. Других вариантов история городских
гербов не знает. Это загадка, которую я на своем уровне знания геральдических
законов разгадать не могу. Впрочем, не помогли здесь и екатеринбургские
историки-геральдисты, весьма искусные в своем деле.
Вторая загадка. Какого же города всё-таки этот герб? Исключительны
права на него Воткинского горного города-завода, честно говоря,
несколько поколебались, хотя и не могут однозначно отвергаться.
Как бы то ни было, среди городских гербов России ни в XIX, ни в
XX веке такая оригинальная композиция больше никогда не встречалась.
Воткинцы в этой ситуации не должны «спать». Надо «занимать», пока
не поздно, свой, коренной, уже прекрасно увековеченный в воткинском
чугуне и воткинской же бронзе горнозаводской герб! Какой-нибудь
другой старинный город-завод Урала, не имевший прежде официального
герба, в принципе также может «приватизировать» рисунок с обложки
«Горного журнала».
В любом случае данное изображение более самобытно и выразительно,
чем нынешний, полуофициальный герб Воткинска: нелепая шестерёнка
с нелепой лирой внутри. Советский кич!
Разумеется, «протогерб» нуждается в дизайнерской, графической доводке.
Требуется уточнить и стандартизировать форму большого щита и щитка,
определиться с цветом, ввести на герб какие-либо воткинские реалии
и т.д. Наши исторические символы нельзя забывать, их надо бережно
развивать.
Это вполне относится и к гербу Ижевска, который отнюдь не был «самым
большим селом мира» (так изгаляются над ним люди, не очень-то его
любящие). Это настоящий город-завод с двумя соборами (когда это
они были в «сёлах»?) и своим «прогербом», в чем-то близким воткинскому.
Но это особая история.
Газета «Удмуртская правда», 3 декабря 1996 г., Ижевск. Иллюстрация
оригинальная.
Городской сайт khustinfo.com - читай самые важные новости Хуста и Закарпатья в удобном формате.
|